Каждый из нас, содержащий животных, волей-неволей становится дрессировщиком.
Мы обустраиваем свой мир так, как удобно нам. И хорошо жить в гармонии с этим миром. Но…., не у всех это получается даже со своими животными. Как правильно найти подход к козам? К этим удивительным созданиям, об уме и хитрости которых ходят легенды. Козы – очень умные животные, быстро приспосабливающиеся под любые условия. И чтобы понять ее, и научить понимать вас, не просто слово, а ваш взгляд и даже мысли (не надо смеяться, большинство животных – сильные эмпаты, которые чувствуют ваши эмоции), надо заглянуть в глубину ее янтарных глаз и вспомнить, кем она является на самом деле, как видит этот мир и как мир видит ее в ее восприятии, понять язык коз, не только звуки, издаваемые ею, но и позы, запахи, и еще многое другое. То есть, почувствовать себя в шкуре козы. Ведь она на самом деле одно из красивейших созданий.
Давайте разберемся, что лежит в основе приручения, что делает маленького козленка таким ручным, и как надо вести себя, если мы хотим вырастить послушных и уважающих вас животных. Именно уважающих, потому что животные, которые вас боятся, никогда доверять не будут, ни себя, ни тем более свое потомство. Но об этом позже.
Долгое время ученых занимал вопрос, каким образом у животных происходит связь между заложенным в мозг инстинктом и реальной жизнью. Почему цыпленок «чувствует» себя цыпленком, козленок — козленком, и каждый из них ищет себе подобных. И пришли к удивительному открытию: только что родившийся детеныш сосредотачивает все свое внимание на движущемся объекте, попавшем в поле его зрения. В природе это обычно мать, в инкубаторе – человек, а иногда и ящик, если человек не пришел вовремя. Этот объект - его первое впечатление жизни! Первая любовь! Первый защитник!
Ему он безраздельно доверяет, с ним чувствует себя «в своей тарелке» и готов следовать хоть на край света. Полученный в столь раннем возрасте опыт во многом определяет поведение животного в дальнейшей жизни. Став взрослым, он тянется к подобным объектам.
Ученые назвали такую глубокую привязанность новорожденного к первому попавшемуся на глаза существу - «запечатлением». Первая, и самая главная задача запечатления - создать связь между потомством и родителями, чтобы запустить механизм инстинкта и приспособить его к реальной жизни. Природа словно говорит малышу: «Всюду следуй за матерью — и ты не пропадешь!».
Важно, что запечатление происходит лишь в определенный период, называемый критическим, или чувствительным. Обычно это первые дни или недели после рождения животного. Такими рождаются ягнята, козлята. У них этот период длится до трех суток.
Опознание родителя у каждого вида животных сопряжено с инстинктом, но его образ прописан в довольно общих чертах. Для некоторых детенышей запечатление может быть вызвано любым объектом: теннисным мячиком и футбольным мячом, подушкой или животным, относящимся к иному виду - важно только, чтобы он двигался. Случалось, что новорожденные носорог, антилопа, зебра или буйвол бесстрашно бегали за всадником или автомобилем, которых увидели раньше испуганной и покинувшей их матери. И никакими силами нельзя было прогнать этих малышей от псевдомам.
Само собой разумеется, что со временем малышам не хватает общего представления о матери, и они запечатлевают ее характерные черточки: не просто нос - а вот такой (по-видимому, самый красивый), не просто вымя - а именно таких очертаний (и, конечно, самое вкусно пахнущее молоком). Не перестаешь удивляться, когда видишь стадо диких коз, где среди нескольких десятков маток козлята, которые уже подросли и гуляют свободно, все-таки находят собственных родителей, а те - своих отпрысков.
Не только детеныши фиксируют образ своей матери — мамаши тоже запоминают детей. У коз запечатление матери на детеныша основано, главным образом, на химических сигналах, которые она получает, облизывая и обнюхивая новорожденного. Иначе самка может отказаться вскармливать его. В этом случае критический период очень ограничен во времени. Достаточно отнять новорожденного козленка часа на два от матери, и она уже ни за что не захочет признавать свое дитя.
С помощью множества экспериментов доказано, что запечатление определяет направленность полового влечения. Находясь в естественных условиях, каждый детеныш во время критического периода воспринимает сигналы от родителей и вырабатывает в своем сознании обобщенный образ собственного вида Одновременно он познает и самого себя - иными словами, самозапечатлевается.
Это и определяет впоследствии очень важный для природы закон жизни в сообществе - верность своему виду. Недаром полученная информация закрепляется в мозгу животного именно в тот период, когда возможность ошибок сведена к минимуму. Козленок, выращенный козой или в компании коз, запечатлевается на козах, «ощущает» себя козой или козлом и, став взрослым, испытывает влечение только к козам и ни к кому более. Все, кто не «вписался» в круг «своих», навсегда остаются чужими. Если же, по стечению обстоятельств, запечатление происходит на представителя другого вида, то именно к нему животное и испытывает половое влечение.
Необходимо при этом иметь в виду, что по самой своей натуре животные склонны воспринимать определенный тип стимула, и что неестественный объект запечатления, порой резко отличающийся от естественного, слабо воздействует на животное или воздействует лишь частью своих признаков. В этом случае говорят о расширенном запечатлении. Именно оно и порождает путаницу в поведении животного, вводя в известное заблуждение.
Помимо закрепления образа матери, с которым у животных ассоциируется свое собственное «я» и свой вид, к запечатлению относятся и некоторые устойчивые навыки, обретаемые детенышами в определенное критическое время. В этом случае запечатление рассматривается более обобщенно — как возможность получения информации об окружающей среде и прочное закрепление полученных сведений. Эта форма обучения отличается от тех «уроков жизни», которые предоставляют малышам достаточную свободу, чтобы приспособиться к ее переменчивым условиям. Поэтому запечатление рассматривается как некая переходная форма от инстинкта к познанию.
Многими натуралистами установлено, что козлята, да и другие животные с начальных этапов своего развития, копируют поведение матери, подражая ей на пастбище, водопое, при встрече с другими животными и человеком. Они поедают те корма, которыми питается мать, отражают ее поведение при неблагоприятных ситуациях. Экспериментально показано, что козлята, оторванные в первые дни жизни от матери, не запечатлев необходимых навыков, в частности, пищевых, и в дальнейшем могут поедать опасные для них корма и гибнуть.
Понимание механизма запечатления имеет большое значение для воспитания и дрессировки животных. В зависимости от того, в какой период приручается животное — во время запечатления или после него — приручение носит название первичного и вторичного. В результате многочисленных экспериментов выяснилось следующее.
В течение первичного приручения животные, запечатляясь на человека или животном не своего вида, не испытывают к ним ни малейшего страха и рассматривают как членов стаи или вида. Причем, для установления добрых отношений им достаточны лишь кратковременные контакты. Например, козленку хватает двадцати минут общения с человеком два раза в день, чтобы он окончательно к нему привязался.
Подлинным поощрением этой особой формы запечатления может быть лишь установление более тесного контакта с человеком.
Что же касается вторичного приручения, то первое препятствие, с которым приходится сталкиваться в ходе него, - страх (а порой даже ужас), испытываемый животным перед человеком. В этом есть своя логика. В период запечатления малыш находится под опекой матери и избавлен от необходимости принятия решений, а значит, от страха. Сама природа дает ему время на то, чтобы освоиться с обстановкой и окружающими его живыми существами. Если в это ограниченное время человек не входит в круг собратьев, то он вызывает страх, как защитную меру предосторожности. Теоретически, период запечатления можно продлить до бесконечности, если устранить появляющийся страх.
Поэтому, понимая природу «животного» страха, человек во время вторичного приручения старается обращаться с животными как можно более дружелюбно, не забывая при этом проявлять свое безбоязненное к ним отношение. Находясь в загоне для животных, человеку необходима немалая сила духа, чтобы сохранять выдержку и никогда не делать резких движений, которые бы могли напугать и без того напуганных его присутствием коз. Кроме того - и в этом наглядно проявляется отличие от запечатления - немаловажное значение играет время, проведенное человеком вместе с приручаемым животным, а также постоянное его поощрение, например, подкармливанием и поглаживанием. В этом случае нередко удается подавить страх. И все же в результате такого процесса редко удается добиться полного приручения животного: оно остается само по себе, человек — сам по себе.
Вот это, наверное, самые главные законы природы, которые надо учитывать, при общении и приручении коз. На больших фермах практически нет возможности общаться с каждым животным лично, но там работают правила стадного поведения, и истеричные и трусливые животные сразу выбраковываются, так как не будут ни хорошими производителями, ни продуктивными козами.
Я не встречала таких козоводов, которые не хотели общаться с новорожденными малышами, их как минимум осматривают раз в день, а мать проверяют и того чаще. Вот козленок и «принимает» нас в свое стадо.
В дальнейшем с такими козлятами очень легко работать, они доверяют вам, и чем чаще вы касаетесь козлят, гладите их, щупаете, подстригаете и осматриваете копыта, чешете, а козочек гладите по брюшку и паху, заглядываете в зубы и в рот – тем вам больше доверяют, и со взрослым животным можно справиться, не прибегая к помощи других людей. Я приучаю своих коз доверять мне, и не бояться. Обрезка копыт не проблема – если делаете это спокойно. Достаточно первый раз не крепко привязать животное (я привязь не использую с первого раза), спокойно берем копыто в руку, но держим уверенно, разговариваем с животным, хвалим его. Дергается - не отпускайте, а спокойно ждите, когда успокоится, и начинаем процедуру снова. Со временем коза успокоится, и даст подрезать копытный рог. Не заваливаю и не стреноживаю коз, не зажимаю в загоне. Пусть первый раз уйдет много времени, зато наладится контакт, и коза будет именно доверять, а не бояться. Не возникает проблем с козами, которых лично я выращивала, они не боятся, а удивляются «что это я там делаю?», меня облизывают и толкают носом. И очень ждут сухарика, который обязательно получат в конце любой процедуры.
Меня часто спрашивают, как приучить козу к доильному столу? Очень просто - кормите ее там. Но мои красотки хитрющие, все съели и норовят сразу в загон удрать, особенно под конец дойки. Что делать? Привязать? Нет! В конце дойки –дать самое вкусное – соленый сухарик. Удрала в загон? Вернуть на стол, закончить дойку и вручить сухарик. Я использую волшебное слово - «все», и сразу сухарик. Козы так привыкли, что без волшебного слова и сухаря со стола не сдвинется, даже если отойду. Будет стоять и удивленно тихонько помекивать. А получит сухарь – пулей в свой вольер, ведь за возврат в вольер – тоже сухарик. Такая дрессировка приручила даже упрямых овец доиться относительно без проблем, и с радостью бежать на дойку.
Знаете, как говорят : «У веселой козы самое вкусное молоко».
На пастбище, когда ходим гулять и пастись, периодически зову коз по имени, пришла – получи сухарик. Через 5-8 повторений стоит позвать кого-то – бегут сразу все, вдруг звали – а она не услышала. Потом перехожу на одно слово, которое произношу, когда сухари раздаю, у меня это слово «Крошки». Очень удобно собирать сразу всех возле себя, мало ли какие ситуации бывают.
На первых порах, когда идем на выпас, находятся хулиганки, которые решают или вернутся домой, или пойти в другую сторону. Никогда не гоняюсь за ними, а толку - догнать не смогу. Не обращаю внимания, и иду со всеми дальше, бывало почти километр проходили, пока они решались догнать. Прискачут - глаза горят, возмущаются. А я сразу позову и сухарик дам. Потом не убегают. Но, если это новая коза, которая попала ко мне взрослой, первое время ходит на поводке, пока к стаду не привыкнет, свое место не займет.
И у меня в стаде драки бывают, а у кого их нет. Не все безрогие, а рога - очень строгое и серьезное оружие. Как себя вести? Бить коз - не только неправильно, но и глупо. Вы когда-нибудь видели как они рогами сшибаются? Во где сила удара. Особо ретивых пугаю необычными вещами. Водой в морду брызнуть (носила с собой водяной пистолет, когда стадо состояло из взрослых покупных коз). Не нравится это им ужасно, и не больно, но обидно. Драка тут же «захлебывается». Наш взрослый козел при виде моего мужа вольер разносить начинал, конкурента в нем видел. И боролись мы с ним, валили на землю, все равно - каждый раз видел и на бой вызывал. Я с ним решила поступить как с вредным невоспитанным котом. Сделала настойку из корок лимона, развела с водой и в пульверизатор-брызгалку налила, выставила распылитель, чтобы стрелял струей. Ну и жду момента. Муж пришел помогать, а козел опять вольер разносит. Тут я и произвела прицельную стрельбу по его морде. Он ООООООчень удивился, попробовал еще раз по доскам стукнуть, получил вторую «очередь», расчихался, ушел в угол. С тех пор, при виде моего мужа, только слегка лоб о балку чешет, и на меня косится.
Еще есть одна штука, я ее погремушкой называю. Беру бутылку пластиковую, насыпаю в нее горстку гороха сухого (фасоль, щебень). Закручиваю. Эта погремушка кидается в ту козу, которая сильно хулиганит, по моему мнению. Обычно, это молодые первокотки, которые быстрее всех хотят подоиться-поесть. Потом достаточно просто погреметь бутылкой – и сразу порядок.
Взрослые, выросшие у нас козы, не нуждаются в «одергивании», они предпочитают быстрей получить сухарик. Очень меня любят и считают вожаком, которого уважают. Когда они чего-то боятся или не понимают на пастбище (чужая собака), собираются возле, а не кидаются врассыпную. Однажды на пастбище я зачиталась, и не заметила, что мимо кто-то шел, а человек хотел дорогу спросить. Но подошел он ко мне сбоку, немного сзади. Козы сначала ко мне сбежались, а я внимания не обратила. Так молодые меня зубами за одежду теребить начали, а старшая рогатая бодаться побежала, хотя до этого людей не трогала. Когда я обратила внимание, и заговорила с человеком, она так и стояла на расстоянии пары метров от него, фыркала и ногой топала, пока он не ушел, и все не разбрелись пастись.
И еще одно покоя не дает, мы козлов используем мало, только для покрытия коз.
А ведь это крепкое и выносливое животное. Во Франции, в прошлом веке, нередко использовали козлов как упряжных животных, запряженных в маленькие детские колясочки. Известный французский садовод Лабулэ все садовые работы выполнял на козах. Надо заметить, что кастрированные козлы обнаруживают относительно большую силу и выносливость при подобных работах.
Наряду с использованием козы, как молочного животного, за границей она часто применялась наряду с собакой, как упряжное животное. Для этой цели обычно приспосабливали холощеных козлов. В прежние годы упряжных козлов использовали, главным образом, в богатых домах и зоологических садах для катания детей. Потом упряжный козел применялся малоземельными хозяевами и мелкими торговцами - молочниками, мясниками, зеленщиками и т.п. для доставки продуктов в город.
По словам немецких козоводов, запряженный в небольшую тележку козел по хорошей ровной дороге, в течение часа может провезти до 30 пуд. (до 500 кг) груза. При работе на плохих дорогах, в поле или огороде (перевозка навоза, уборка овощей, корнеплодов и т.д.) груз нужно уменьшать соответственно силе животного. Во многих случаях немецкими хозяевами для работы в упряжке использовались не только холощенные, но и племенные козлы, причем производимая ими работа нисколько не отзывалась на племенных качествах, и они давали отличное потомство.
У нас многие не могут себе позволить лошадь, а специальная техника – вещь не дешевая. Но даже и имея машину, попробуй в поле заехать, траву покосить, если дороги нет. А так, какая-то выгода от козла-производителя будет.
Вот и я в этом году решила попробовать, заказала упряжь для пони и маленькую тележку. И проблемы с перекормом козла отпадут, а то вымахивает махина в 100 кг веса, а нужен только пару раз в году, и стоит себе, жирком покрывается. Будем выводить новою породу коз – молочно-упряжную.
Автор статьи - Приходько Екатерина Андреевна, ник - veterin