Как программист вебсайтов с 15-летним стажем, хочу поднять и обсудить с вами один непростой вопрос: нужен ли козоводческим и другим хозяйствам свой собственный сайт? А если нужен, то зачем, и что он должен из себя представлять?
На просторах интернета я работаю над созданием сайтов вот уже 15 лет - от простейших мини-сайтиков до корпоративных сложных онлайн-систем по управлению бизнесом и взаимодействию с базой клиентов.
Я общался с сотнями разных клиентов, от больших до маленьких, у которых были самые разные идеи и нужды. А также я вижу, как с клиентами общается мой корпоративный работодатель. По массе ответов и вопросов хочу коротко пройтись в этой теме.
Потому дальше пишу в формате вопрос-ответ. Ну а когда вы дочитаете, предлагаю также взять участие в опросе и задать свои собственные вопросы по сайтам - абсолютно любые!
Итак…
Зачем может понадобиться сайт хозяйству?
Если вы продаете свой товар - те же продукты на основе молока. Но работать это будет только в случае, если вы даете платные объявления, или даете свои визитки клиентам и потенциальным клиентам, или у вас большая группа знакомы и друзей в соцсетях (вконтакте, в фейсбуке и т.п.)
Сам по себе сайт, который “просто есть в интернете” принесет ноль ползы. Абсолютный ноль. Сайт работает только в сочетании с какой-то возможностью людей его обнаружить и на него зайти. Это проверено годами и годами реальной практики. Уж сколько мелких сайтов было понаделано, а потом… закрыто.
К примеру, вы популярны в соцсети. Вас читают и к вам постоянно заходят незнакомые люди. Там вы сможете разместить ссылку на ваш сайт. В таком случае туда будут заходить, и хоть что-то о вас узнавать (хотя не все так просто, читайте дельше).
Или же вы регулярно раздаете свои брошюрки или визитки незнакомым людям (например, грачуете, или проводите семинары, или работает где-то продавцом). Тогда это тоже хороший способ, чтобы на ваш сайт зашли.
Но если вы не знаете, как сделать так, чтобы на ваш сайт зашли люди, то кроме затраты своего личного времени и усилий - это ничего не даст. Весь секрет сайтов в том, чтобы на него заходили. Можно сравнить с золотой монеткой, которая валяется в лесу. Она ценна, но только если ее найдут. А если на нее никто случайно не набредет, то какой с нее толк? Абсолютный ноль.
Тут напрашивается слудующий вопрос…
Даже если ко мне зайдут, станут ли они покупателями?
По этому поводу есть одна простая статистика, которая подтверждается раз за разом практически везде. Только несколько процентов посетителей вашего сайта вернуться к вам еще раз позже. И только 3% из тех, кто вернулся - могут стать реальными покупателями.
Другими словами, если к вам забредет 1000 человек, только 50 из них, возможно, запомнят ваш сайт и вернутся на него снова хотя бы еще разок. И только 1-2 человека из этой массы может стать вашим покупателем.
И тогда мы переходим к логичному следующему вопросу…
Тяжело ли заработать 1000 посетителей на свой сайт в месяц?
Через 2 года после запуска нашего тематического форума Kozovod.com, с вложением финансов и регулярной работой за кулисами целой команды, на сайт около 12 тысяч уникальных разных человек в месяц.
Это при том, что здесь на форуме полно тем как по козоводству для козовода, так и для сыроделов, так и для потребителя молока, включая информацию про аллергию, школу здоровья, рецепты (раздел поваренок). Все это через 2 года упорного труда дало 12 тысяч уникальных посетителей в месяц.
Дальше каждый может сделать выводы сам для себя - осилит ли он такие трудозатраты на свой сайт. Но мало сайт создать… давайте перейдем к следующему вопросу:
Я создал сайт, что дальше?
Итак, вы создали сайт. Но ведь это еще не конец. Что дальше? А дальше сайт нужно регулярно наполнять свежей и полезной инфомрацией о вашем хозяйстве, чтобы все данные о хозяйстве были своевременными и актуальными, не устаревшими. Иначе ведь может получиться и анти-реклама. Допустим, у вас появилась новая порода. Или вы перестали делать один вид сыра и начали делать другой. Или у вас временные плановые меропрития, или отпуск, и количество продукции ограниченно. Обо всем этом потенциальному покупателю нужно сообщать на своем сайте, иначе человек придет, понадеется, позвонит, разочаруется, и мало шансов, что он снова вернется к вашему сайту. В голове у него отложится, что там неактуальная информация.
К сожалению, это мало кто осознает. Тысячи сайтов создаются каждый день по всему миру, и только единицы остаются через годик-второй. В основном сайты глохнут и уходят в небытие. Они только берут трудозатраты людей, и приносят ноль пользы. То есть, сайт - это серьезное решение. Но тут, как говорится, дело личное каждого. Кто-то любит учиться на своих ошибках, а не на чужих, потому моя задача только поделиться опытом и соображениями на эту тему.
Как рекламировать свой сайт и сколько это стоит?
Если вы не популярны в соцсетях, не раздаете регулярно визитки, у вас нет своего билборда в городе, вы не продавец, который может впихнуть незнакомым людям рекламный буклет, вы не ходите на выставки, где можете презентовать свой сайт - то остаются для вас только ПЛАТНЫЕ способы рекламирования своего сайта.
И тут стоит задуматься - кроме затраченных усилий на то, чтобы запустить свой сайт, еще понадобятся усилия на то, чтобы его раскручивать. Готовы ли вы вбахивать в это деньги?
Например, вбейте в гугле фразу “козье молоко киев”. Посмотрите, какие сайты выпадают в первой десятке. Теперь задайте себе вопрос: сможете ли вы сделать свой сайт круче тех, что в первой десятке, и, возможно, в течении года-двух попасть в первую десятку по заданному запросу?
Обязательно погуглите не для киева, а для своего города или области. И попробуйте разные запросы - свежее козье молоко, домашний сыр, и т.п.
Чтобы выйти в первую десятку - нужно кропотливо поработать. Знаете ли вы, что делать, и готовы ли вы вложить много сил и времени в это? Если нет, то придется делать платную рекламу в гугле, в соцсетях, и т.п. - а это означает, что $5-10 может быть съедено рекламой за неделю. Много ли появится новых клиентов за неделю? Тут мы подходим к еще одному важному вопросу…
Ко мне заходят на сайт, но новых клиентов нет. Почему?
А все дело в том, что среди онлайн-маркетологов давно известно, что заработать посетителя на сайт намного проще и дешевле, чем его удержать.
Простыми словами это означает, что даже если к вам зайдут на сайт - это меньше, чем пол дела! Каким-то образом вам нужно убедить посетителя, что у вас интересно, полезно, и к вам стоит зайти еще разок, и еще разок, а потом решиться позвонить и что-нибудь купить. Если у вас нет представления о том, как это делать, а лишь догадки, то я могу подсказать - нужно знать очень много, наступить на много граблей, изучить много материла, прежде, чем начнет получаться.
Но те, кто продают вам сайты, об этом всегда молчат. Их дело - продать вам сайт. Чтобы вы заказали ды побыстрей. Сам сайт можно склепать простейшую версию за день-два. Но а что дальше? Что от него толку? Кроме как греть душу и приносить удовольствие лично вам, этот сайт никакой полезной задачи не выполнит. Такова реальность. Сайтов в мире - миллиарды. Те, на которые заходят и с которых есть толк - единицы процентов.
Какие еще затраты я понесу при создании сайта?
Мы так и не перечислили, какие затраты обычно включает в себя сайт. Давайте перечислю лишь пару пунктов:
- дизайн; если сайт вам нужен для узнаваемости бренда, то вам нужен уникальный дизайн под ваш стиль, вашу задумку, а заказать его - это от 500грн и выше (международный уровень - $200)
- домен (имя сайта) - например, sozidora.com; такое будет стоить около $12 в год; иногда вам могут предлагать сайт на так называемом второстепенном домене - как часть другого главного домена, например, sozidora.abc.com; это скорее всего будет бесплатно; но тут есть несколько рисков, о которых смотрите ниже в отдельном вопросе.
- хостинг (это место, где физически будет размещены все составляющие вашего сайта) - обычно он платный, самые дешевые украинские хостинги это около 50-60 грн в месяц, международные - от $5 в месяц
- резервное копирование; сервера всегда могут сломаться, потому нужно периодичское резервное копирование; узнайте, есть ли такая функция там, где вы собираетесь размещать свой сайт, сколько она стоит, если это платно, и какова процедура возвращения сайта к жизни после возможной поломки, взлома и т.п.
Что такое поддомен и какие риски связаны с ним
Как уже говорилось выше, вам могут предлагать зарегистрировать интернетовское имя своего сайта бесплатно на поддомене.
Выглядеть это будет так.
Например, главный сайт - это abc.com
Тогда ваш сайт будет поддоменом, например: sozidora.abc.com
Дпуними словами, ваше название будет добавлено слева от главного домена.
В этом варианте такое название сайта будет скорее всего бесплатно. Но с этим есть и риски.
Во-первых, вы не управляете главным доменом (в нашем примере это abc.com), и если что-то случится с главным доменом, то вашему сайту кранты (он станет недоступен). Ну к примеру, главный сайт забросят. Или забудут проплатить ежегодный взнос за главный домен. Или сайт будет не в угоду правительству и его заблокируют Или владелей главного домена с вами поссроится и просто исключит ваш адрес. А ведь вы будете раскручивать именно свой адрес. И если он станет недоступен - все ваши усилия на смарку. Потому всегда стает вопрос - доверяете ли вы и будете ли вы доверять той организации, которая владеет главным доменом? Есть случаи, когда даже междунапроные фирмы банально распадались - и всем их клиентам после увдомления банально нужно было срочно искать способ “переехать” на новое имя. Доверять можно только многолетним международным организациям по типу wordpress.com - это создатели движка для сайтоа, которму уже много лет, и они предлагают за $8-9 в месяц у них разместить свой личный вебсайт. Во всех других случаях я бы советовал проверить популярность и надежность организации - сколько сайтов уже есть у нее, как долго они существуют
Во-вторых, потенциальные проблемы с переездом. Просто вопрос на засыпку - если вдруг вы захотите переехать на свой собственный адрес и свой собственный сервер, чтобы полностью контролировать все аспекты сайта, знаете ли вы, как это выполняется технически, или придется нанимать специалиста? И даже если наймете специалиста, дадут ли вам технически доступ ко всей вашей информации на сервре, чтобы ее извлечь и переехать на новый сервер?
В-третьих, когда вам захочется свой личный дизайн, и вы его закажете у специалиста, будет ли возможность применить свой собственный дизайн? Если да, то как?
В-четвертых, насколько вы будете управлять своим собственным сайтом, если он является частью другого сайта - будет ли у вас там реклама, которую вы не сможете убрать, будут ли ссылки на главный сайт, который вы не можете убрать, сможете ли вы полностью управлять своим меню сайта и переченем страниц на нем, будут ли ограничения по загрузке картинок и т.п.
На все эти вопросы желательно дать себе ответ еще до того, как соглашаться на такой сайт.
Я все понял, но у некоторых хозяйств все равно есть сайты! Я тоже хочу!
Все верно, в сайте может быть очень много пользы. Даже возьмем как пример сайт sozidora.com - с него звонят реальные потенциальные новые клиенты, но это не просто сайт, помимо самого сайта выполняется масса работы за кулисами - раздаются визитки с адресом сайта, размещается реклама в соцсетях и на билбордах (реальных, физических), и т.п. А пока всего этого не делали, на сайт только иногда могли забрести любопытные носы, и толку с него было ноль.
Сайт - полезная штука, но нужно хорошо понимать, зачем он вам нужен.
Если вы разводите племенных коз и вам нужно продемонстрировать много фотографий, упорядочить их по козам, показать родословные, сделать странички о содержании животных в вашем хозяйстве - то это больше информационный сайт, который нужен для уже найденного потенциального клиента. То есть, вы нашли клиента, клиент задает вопросы, а вы ему опля и даете ссылку на ваш сайт - и говорите, что там ответы на все ваши вопросы. То есть, такой сайт не найдет вам клиентов, а только поможет вам работать с вашими клиентами.
Я хочу донести ту мысль, что сайты полезны, но нужно понимать затраты, риски, и точно знать, зачем он вам нужен. Сайт, на который не зайдет клиент или потенциальный клиент - бесполезная игрушка, которая забирает время и деньги, да и ваше внимание с других важных дел. А если же вы знаете наверняка, зачем вам нужен сайт, и какую роль он будет играть в вашем хозяйстве, чем именно он вам поможет, тогда, действительно, нужно его сделать.
И пока не потерял мысль, все равно напишу ответ на еще пару часто задаваемых вопросов.
Сколько времени займет у меня первоначальное наполнение сайта?
Возьмем для примера sozidora.com, которую я помогал сделать. Чтобы изначально наполнить, заняло целый месяц - то по вечерам, то по пол выходного. Тут дело в том, что когда точно знаешь, что и как должно быть, и какой текст, и какая картинка - все намного быстрее. Но в реальности, когда доходишь до наполнения сайта, то становится куча вопросов. Иногда картинку подбираешь пол дня, и никак не успокоишься. Иногда неделя уходит на разработку логотипа, который понравится. Иногда пишешь текст, потом его правишь на следующий день, и так несколько раз, пока полностью не понравится, что вышло.
В итоге получается, чтобы не прогадать, я советую выделить целый месяц с учетом того, что вы будете заниматься этим не целый день, а “когда получится”. А раз так, то опять таки, подумайте, стоит ли игра свечь, и точно ли это вам нужно. Я всего лишь стараюсь предостеречь от ненужной затраты времени. Это не часик и не два.
Может ли сайт быть основным источником новых клиентов?
Может. Но это большая редкость. Это возможно только в том случае, если вы знаете, как это сделать, и у вас есть ресурсы - или время, или деньги, или и то, и другое. Во всех остальных случаях сайт желательно, чтобы был чисто информационный, вспомогательный, но не нужно делать на него ставку и ожидатЬ, что с него попрут новые клиенты как золотой дождь с ясного неба. Это заблуждение, и в эту ловушку попадаются снова и снова из года в год люди, которые еще никогда раньше не делали своих сайтов.
Гораздо проще получить новых клиентов там, где уже и так много заинтересованных в теме людей. Например, на форуме kozovod.com ветеринары находят новых клиентов, просто давая советы публично. Козоводы продают своих козочек другим козоводам или начинающим, кто решил завести козу. А также продают свое молочко. Но не забывайте, тут 12 тысяч уникальный читателей и 120 тысяч посещений в месяц (на данный момент, числа растут). То есть, тут вы не одиноки, есть читатели, и вы можете находить новых клиентов по любым темам прямо в форуме. Если же отдельный сайт - скорее всего он будет одинок, и возможностей таких не будет. Особенно в первые год-два, и особенно, если не вкладывать в раскрутку никаких усилий и ресурсов.
Я хочу свой интернет-магазин, что делать?
Это еще сложнее, чем просто сайт. Столько нюансов и сложностей… просто поверьте наслово! Этим должен заниматься специалист, и точка. Или же можно купить готовую площадку интернет-магазин, есть международные сайты, которые это предлагают, и там целые команды годами оттачивают функционал. Например, www.ecwid.com. Кстати, базовая фнукциональность и до 10 товаров в своем магазине - у них абсолютно бесплатно!
Вот, пожалуй, все основные вопросы.
Не стесняйтесь, спрашивайте все, что вас интересует по личным сайтам!! Я с радостью отвечу с учетом всего своего накопленного опыта.
Ну а теперь - пару опросов, как и обещал.
Нужен ли вам личный сайт хозяйства?
- Мне нужен сайт как информационный каталог по племенным козам
- Нужен сайт! Размещу там всю информацию по моей продукции, меня постоянно люди спрашивают
- Очень хочу свой сайт, но не знаю, зачем; просто знаю, что хочу!
- Хочу попробовать, просто интересно, но не уверен, что он мне нужен
- Наверное не нужен, но я не уверен; попробовал бы, если бы это было по щелчку пальца
- Не нужен, пока обхожусь без него, может быть в будущем…
- Точно не нужен, для моего хозяйства (или в моем регионе) это бесполезное занятие
0 голосов
Устраивает ли вас личная страничка на форуме Kozovod.com вместо полноценного отдельного сайта?
Тут можно выбрать несколько ответов сразу!
- Полностью или почти полностью устраивает личная страничка вместо сайта
- Личная страничка окей, но хотелось бы, чтобы можно было создавать много отдельных страниц, меню и структурировать
- Хочется свой собственный онлайн магазин, а у вас такого нет!
- Я бы лучше согласился на сайт, но чтобы он очень тесто интегрировался с форумом козовод
- Не устраивает просто личная страничка, хочу сайт, но на другое не хватает финансов
- Вообще не устраивает, мне нужно большее, чем просто одна тема-личная страничка
0 голосов