Дао козовода. Основы построения организации

Любое предприятие или организацию можно сравнить с живым организмом. У последнего должны присутствовать все системы жизнеобеспечения: кожа, скелет, мышцы, внутренние органы, органы зрения, слуха и тд. Если всё это будет в наличии, то организм будет жить. Забудете “печень” или “желудок” и всю жизнь будете выполнять её функцию … организация вас не отпустит.

Организация и организм - однокоренные слова не просто так :wink: . Чтобы организация ожила, у неё должны быть все органы и системы. Если среди вас есть смелые, то мы можем посмотреть, из чего должны состоять организации.:sunglasses:

Организации не размножаются в природе сами, их создают учредители. Чем совершенней их творения, тем быстрее вступит оно во “взрослую жизнь”.

Мы не господь бог и не стоит бояться ошибиться. Жизненных форм великое множество от простейших до самых сложных. Ваше детище тоже может быть очень простым или таким же сложным как Microsoft, но основные части будут присутствовать всегда.

Чтобы понять, что вы в отношении козоводства (продуктов козоводства) хотите построить, нужно сформулировать идеальную картину этого.

12 симпатий

Ирочка не поняла сути Вашей мысли.
Очевидные вещи - строить нужно правильно и у дома должен быть фундамент. И?!
За чем дельным Вы меня послали в эту тему? ;):thinking:

1 симпатия

Как-то не столь давно позвонил мне мужчина и говорит “молоко козье хочу под рукой, куплю козу” разговорились, узнала, где находится - на дальнем конце Харьковской обл. Звоню нашей форумчанке (она к нему ближе), говорю “найди мужику козу, так итак”. Она советует ему пойти туда и туда - там есть козы 60штук. Он мне - я знаю, но таких (ободранных и больных) я не хочу и описывает идеальную картиную того, что он хочет.
Ирина, этот мужик мог описать, что он хочет в идеале и, не спрашивал меня, хорошо ли мне с моими козами😉.
Не имея идеальной картины даже племрепродуктор зааненских коз вскоре может превратиться в рассадник мохнатых зверушек неизвестного происхождения (это пример).
А может вы хотите того, что хотят те владельцы 60коз, о которых говорилось раньше.
Вы, если у вас есть огромное желание, должны зубами держаться за своё детище, вылизать с ног до головы, чтоб от зубов отскакивало, а потом запускать в действие. И тогда, вам повезёт. :grinning: А так это всё бла-бла-бла.

Ну что, понятно? Какая ваша идеальная картина?

10 симпатий

Не вижу противоречий, прописать хоть общими цифрами бизнес-план, имея идеальную картину своего хозяйства. С чего Вы взяли, что если считаешь затраты, то хозяйство будет в плохом состоянии?! :thinking: странный вывод :unamused:

Бла-бла-бла получаеться в данной теме, которая создана специально под мою о бизнес-плане :laughing:

Все вышеперечисленное могли написать там, если хотелось поделиться своим опытом и рассказать, как делать ‘идеально’ :wink:

3 симпатии

С моей стороны противоречий нет. Конечно считайте :relaxed:

Так, а идеальная картинка уже у вас есть?

Здесь я могу помочь при случае людям, которым интересна моя помощь, а может кто-то захочет помочь мне :wink:

1 симпатия

Категории козоводов, например:

  1. Пенсионер

  2. Молодая мама (частный сектор)

  3. Многодетная семья в селе

  4. Пермакультурное хозяйство

  5. Заработок на козоводстве

Рассмотрим примеры идеальных картин всех категорий.

  1. Число коз ограничено физическими возможностями и кормовой базой. Козы здоровы, неприхотливы в содержании. Питание за счёт огорода и близлежащих выпасов, без больших затрат и перевозок. Уход за козами посилен и полезен для здоровья, остаётся время для других занятий. Дети, внуки получают здоровое питание, излишки реализуются в виде свежего молока.

  2. 1-2 здоровых козы доброго нрава, предпочтительно не рогатая, молоко вкусное.
    Питание коз -чистые продукты (не вдоль дорог, без синтетических добавок). Наличие полноценных помощников из ряда родственников на случай экстренного отъезда. Молоко для питания ребёнка, семьи. Молодняк, в зависимости от его качества, - на продажу или на мясо.

  3. Небольшое стадо здоровых коз. Возможность круглогодичного выпаса. Кормозаготовка на 80% из местных кормов. Дети несут ответственность за все этапы работ, полноценно участвуют на всех стадиях процесса (реализована воспитательная функция козами). Молочные продукты в основном для питания семьи. Молодняк на мясо.

  4. Козы местных пород или метисы, максимально не требовательны к условиям проживания, экологически пластичные, со средним удоем и выше. Кол-во голов согласно с возможностями экосистемы. стадо полностью удовлетворяет потребности семьи в молоке и молочных продуктах, излишки приносят ощутимый доход. Уход минимален за счёт минимизации процессов и симбиоза с другими элементами системы. Животные выполняют множество дополнительных функций. Молодняк продан до его появления.

  5. Козоводство как бизнес. Направления: заработок на молоке для детей, сыроварня, племенное разведение, на экскурсиях (экзотика), хозяйство замкнутого цикла, перепродажа животных, афёры и тд. Для каждого направления бизнес-козоводства идеальная картина разная.

3 симпатии

Идеальная картина у каждого должна быть своя (это зависит от каждого … состояние, возможности, фантазии). Не в коем случае брать за пример чужую идеальную картину. Кто-то, например, хочет управлять хозяйством, находясь на каком-то острове, кто-то захочет лично пасти коз, а кому-то идеально иметь 3 козы + молоко для своей семьи.

1 симпатия

Следующий шаг к построению организации- это определение ЦКП (ценного конечного продукта.) Без определения последнего или неправильного определения ЦКП работа может всё идти не так как вам хотелось бы, те постоянно может быть что-то не так.

Что такое ЦКП? Возможно, вы, Антон @meg, этот вопрос прорабатывали?

В контексте чего? Я ведь не козовод и не сыровар.

1 симпатия

Вы один из создателей проекта Kozovod.com.

Определение ЦКП (ценного конечного продукта.) проекта Козовод однозначно имеет место быть, хотя и сложно, т.к. это не бизнес-проект, и определенной конечной цели у него нет. Сложность еще и в том, что ниша была и остается очень узкой и малочисленной, и к тому же не изученной; другими словами, мало того, что мало людей, для которых это делать, но еще и не ясно, что им нужно.

Когда я говорю “мало людей” – я имею ввиду в сравнении с другими направлениями. Например, сделать форум для “мамочек” – аудитории потенциальной будет в тысячу или в 10 тысяч раз больше. Более общая тематика типа сельского хозяйства тоже покрывает намного больше аудитории, чем козоводы и сыроделы. Это несравнимые по количеству группы людей. В этом сложность определения ЦКП для Козовода.

Тем не менее, этот вопрос однозначно прорабатывался и продолжает уточняться по сей день.

Размышляя о “ценности” в глазах потребителя форума (то есть, форумчан и читателей), в первую очередь задавались вопросом о том, что мы можем предложить, чего не предлагают другие? Тут имеют место быть сразу несколько пунктов:

  • личные странички с очень мягкой модерацией
  • отличный от других движок форума, который не оставляет равнодушным и вдыхает новую жизнь на фоне старых неудобных форумных недоразумений
  • специализированный бесплатный козий рынок и другие торговые площадки

Это то, что нас с первого дня выгодно отличало от конкурентов (хотя слово конкурент в данном случае – слишком громко сказано, но тем не менее, нет смысла запускать проект, который не сможет не только стать ценным продуктом (ЦКП), но еще и иметь уникальные стороны этого ЦКП – это и есть воплощение (имплементация) слова “ценность”.

Следующим стал вопрос “насыщенности” . Представьте себе пустой козий рынок. От того, что в нем нет объявлений и нет читателей, не будет и желающих подать объявления – замкнутый круг. Поэтому насыщенность рынка и достаточное количества на нем покупателей и продавцов, которых можно сводить между собой – это тоже конкретная ценность, над которой пришлось работать. Это сейчас рынок функционирует в автономном режиме и не требует дополнительных инвестиций в его популяризацию. Но на старте это была сложнейшая задача. Приходилось буквально поименно приглашать и просить размещать свои объявления на рынке. В таком ракурсе, насыщенность – это еще одна осязаемая и вполне конкретна ценность, та самая ЦКП, о которой был вопрос.

Особенность социального проекта (как и любого долгосрочного проекта) состоит в том, что его ЦКП постоянно эволюционирует, дополняется и корректируется. Чем меньше и проще проект, тем понятнее можно сформулировать ЦКП. Чем проект более растянут во времени, тем ЦКП становится более размытой и сложной для формулировки.

Домашнее козоводческое хозяйство это, по моему мнению, средний проект. Минимальный ЦКП, который необходимо прописать, будет исходить из клиента, на которого вы ориентируетесь. ЦКП ответит на вопросы, подобные следующим:

  • опт дешевле или розница и дороже?
  • эксклюзив или ширпотреб (в хорошем значении этого слова)
  • основная функция: вкусно, или безопасно для аллергетиков, и т.п.
  • форма управления – готовы ли вы наращивать объемы или же ограничить объемы и наращивать качество качество клиента (и понемногу собирать только богатого денежного клиента)

ЦЕННЫЙ КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ, или, как на английском говорят, product value (ценность продукта) – будет определяться ответами на перечисленные вопросы.

Кстати, в проекте Козовод ответы на подобные вопросы прописаны в Миссии.

ЦКП может быть очень и очень НЕочевидным. О ЦКП нужно думать всерьез и быть очень креативным. Вот пример ЦКП нашего форума, который сразу не приходит на ум: присутствие на форуме специалистов, мнение которых в почете в определенных кругах. Это как магнит для людей. Суметь вовремя понять и идентифицировать, что популярный специалист на форуме – это одна из частей того самого ЦКП – очень важно, т.к. вооружившись этим пониманием, можно правильно направлять свои действия. Например, в данном случае, привлекать этих самых специалистов на форум всеми возможными и невозможными методами.

Точно так же важно уметь идентифицировать ЦКП в своем хозяйстве, или в своей организации.

Стоит заметить, что в данном случае не обязательно, дабы эту ценность вашего продукта (в вашем случае сыра и молока, или коз, а в нашем – форума) понимали сами потребители. Ее должны понимать в первую очередь вы. Что-то поймет потребитель, а что-то будет действовать на его подсознании. В этом есть искусство определения ценностей своих продуктов. Как известно, самые сильные убеждения не те, в которых вы пытаетесь убедить, а те, до которых человек доходит сам. В данном случае, человек – это наш потребитель. А убеждение, до которого он доходит сам – это его понимание той самой заложенной в продукт ценности.

Работать со своим ЦКП критически важно для процветания любого дела. Кто-то делает это осознанно, кто-то интуитивно.

3 симпатии

я ещё бы добавила то, что некоторые этого вообще не делают или делают это (осознанно или интуитивно) без понимания самого понятия ЦКП.

Хочу добавить расшифровку

Ценный - это тот, за который заплатят, имеет ценность не для того, кто его сделал,а для других.

Конечный - законченный, доведён “до ума”, завершён, не требует доработку со стороны других людей.

Продукт - это результат труда.

Те Ценный Конечный Продукт - это ценный законченный результат труда

Ну как вы понимаете, если рассматривать вопрос с форумом, то законченным продуктом он никогда не станет. Он всегда мутирует. Если говорить об этом. Мы не производим “сыр одной марки”. Наш сыр – это услуги форума. Например, козий рынок – это услуга. В таком виде на сегодня это уже можно назвать конечным продуктом, понятным и выполняющим свою задачу. Но форум в целом – не конечный продукт. Он еще зреет. Конечным он станет через еще лет 5. Когда уже все выкристализуется максимально, и станет понятно, с чем мы имеем дело.


Что до построения самой организации, хочу привести аналогию из айтишного мира. Уверен, это свойство присуще любым проектам, не только айтишным.

Есть достаточно много исследований удач и неудач проектов, которые подводят к однозначному выводу: самый главный ресурс проекта – это люди команды. Более 80% успеха определяется людьми, их согласованной и отверженной работой, личной заинтересованностью и увлеченностью. В случае с форумом – это команда форума, модераторы и, не менее важно, лидеры (их должно быть менее сотни – даже у Стива Джобса было только 100 человек костяка многомиллиардной организации, с которыми он работал напрямую, знал их лично поименно). В случае с козоводческим бизнесом – люди это ваша команда занятая в производстве, ваши развозчики, и ваши фанаты-клиенты, которые постоянно бескорыстно рекламируют вас своим друзьям просто потому, что ваш продукт прекрасен.

1 симпатия

Вы предоставляете тот продукт, который я не должна доделывать. Я же не айтишник, правильно. Те мутация, о которой вы говорите - это просто какие-то ваши преобразования. И если ваш продукт могу использовать я и готова предоставить вам обмен, то вы уже имеете этот продукт.:slightly_smiling_face:

Если есть желание, то можете потренироваться и назвать продукты следующих професий.
Продукт, например, дворника, пожарного, официанта и налогового инспектора для большего понимания продукта