Влияние современных средств коммуникации на психику детей (информация к размышлению)

Шокирующий эксперимент семейного психолога

Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет).

При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор.

Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.

Автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.

На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ — одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые «панические атаки». У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.

Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.

Что делали подростки во время эксперимента:

— готовили еду, ели;

— читали или пытались читать;

— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

— смотрели в окно или шатались по квартире;

— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);

— складывали головоломки или конструктор «Лего»;

— рисовали или пытались рисовать;

— мылись;

— убирались в комнате или квартире;

— играли с собакой или кошкой;

— занимались на тренажерах или делали гимнастику;

— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);

— трое писали стихи или прозу;

— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

— одна девочка вышивала по канве;

— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;

— одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры.

Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.

Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.

Получив такие результаты, семейный психолог испугалась. Гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается…

Источник: aftershock.news

10 симпатий

Грустно в этом признаваться, но самое страшное наказание для моего сына (8,5 лет) - лишение компьютера и планшета…
Выйти во двор, на свежий воздух - это тоже почти наказание…

2 симпатии

ДА! Очень хорошая информация к размышлению. И лишний раз для меня подтверждение правильности моего выбора. Старшему сыну 8 лет. Он имеет массу занятий и нет времени на гаджеты. И гаджетов в свободном доступе просто нет. Нечего делать? Пойди, почитай книгу, например. Осиливает приключенческие книжки по 800 страниц. А толчком к ограждению ребенка от электронных развлечений стала одна истерика в возрасте 3,5 лет. Сидели в очереди на прием ко врачу, чем занять ребенка, чтобы за 2-3 часа не изнылся? Планшет. Домой мы ехали с истерикой, дома еще 2 часа слез… Никакие уговоры не действовали. Тогда я поняла, насколько зависим мой ребенок от этой игрушки-развлекалки. Теперь первый вопрос сына с утра: мама чем интересным займемся сегодня после школы?

П.С. А самое страшное наказание: в школу не пущу, два дня!!!:blush:

11 симпатий

А мои спокойно обходятся без игр и интернета. У них свой планшет, один на двоих, у старшей - ещё телефон. Но пользуются ими только если ни меня, ни мужа нет рядом, ну ещё мультики посмотреть, но только те, которые я разрешаю. А так - поболтать с мамой и папой, или чем то заняться вместе им намного интереснее. Сын любит играть в шашки и в шахматы с папой, помогать что-то чинить, строить . Дочка с бОльшим удовольствием будет крутиться возле меня на кухне, или когда я рукоделием занимаюсь, чем сидеть вконтакте. Читает запоем, от книжки отгонять приходится))

Летом - все с утра до ночи на улице, про планшет никто не вспоминает вообще. Есть мяч, бадминтон, велики, брызгалки и водяные пистолеты, маленький бассейн, живности куча) В дом не загонишь, а когда заходят - в душ, и падают спать. Не до гаджетов уже:grinning: Стараемся и в лес съездить, и на речку, и в поле. Даже когда я на огороде - рядом крутятся все: дети, коты, собака))) Не помогают особо, но всем интересуются)))

Так что если отключат свет или интернет - дискомфорт почувствую только я)) За форумом скучать буду:grinning:

14 симпатий

На самом деле такой результат абсолютно прогнозируем. Либо психолог неопытен, либо красок добавили для пущей реакции, но сам по себе эксперимент (если он на самом деле проходил, а не выдуман) действительно показателен.

2 симпатии

Я, конечно, не гуру в вопросах психологии, но…
Скажу о себе… ничего плохого в “зависимости” от новых технологий я не вижу. Негативная оценка старшего поколения, опирается скорее на свой опыт и своё детство, у нас не было подобных девайсов, поэтому приходилось играть на свежем воздухе. Сейчас несколько иное время, и дети с детства начинают разбираться с компьютером и телефоном, у них формируется совершенно другое восприятие мира, совершенно не такое как у нас! И это нормально, просто не надо примерять своё прошлое на настоящее своих детей. Сейчас войдя во взрослую жизнь, человек не умеющий обращаться с компьютером выглядит белой вороной. И вот на почве этого может сформироваться масса комплексов.
На мой взгляд, борьба с компьютерной зависимостью, это скорее навязывание стереотипов прошлого поколения. Тут надо не бороться, а с самого маленького возраста закладывать в ребёнка “вечные” истины, как: не убей, не укради… чувство ответственности, уважения, и прочее… что называется воспитанием… И тогда не будет проблем с пониманием, и ребёнок сможет сам расставлять приоритеты… В этом случае будет находиться время и для общения, и для помощи, и для прогулок на свежем воздухе…
У моих детей компьютеры с детства, да, иногда они в них залипают, но это совершенно не мешает всему остальному.
Повторюсь ещё раз, это сугубо моё мнение! :slight_smile:

7 симпатий

Либо для красного словца сказано,либо у этих детей проблемы с психикой.И отсутствие гаджитов и т.п-лишь “толчок”.[quote=“Tanja75, post:1, topic:9082”]
Пятеро испытали острые «панические атаки». У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.
[/quote]

Что-то я сомневаюсь в этой статье…Сильно сомневаюсь.А выделенное вообще бред.

3 симпатии

Я тоже не против современных гаджетов в жизни детей. Но все должно быть с умом - например, как обсудили в следующей теме:

2 симпатии

Считаю, что плохо это все влияет на психику ребенка, если ребенок предоставлен сам себе, лишен родительского внимания и в том же духе. Оградить современных детей от этого также нельзя, мы с этим живем и каждый день эти гаджеты помогают нам во многом.
Нужно просто учить ребенка с самого первого его знакомства с тем или иным устройством, и установить временные рамки.
К примеру, мое дитя проявило интерес ко всему этому в возрасте 2 лет. И я подобрала для нее сайт с играми для девочек http://igrydlyadevochek.com/, простой и понятный, с хорошим контентом. Уделяла время для того, чтобы сесть рядом - показать, рассказать, научить чему-то. И всегда контролировала время.
При этом у ребенка масса других занятий и развлечений, и она считает их более интересными, нежели сидение за компом/планшетом/телефоном, подходя к последним раз в 5 дней на 20 минут.

2 симпатии