Экскурсия на молодую сыроварню Вячеслава Залевского в городе Белгород, Россия.
Построил фермер сырный завод и стал у соседей покупать молоко. А те стали покупать коров, а коровы захотели сена, а те, кто готовил сено, начали покупать тракторы. Вот такая, совершенно неинтересная, не скандальная история. Но сыр-то вкусный.
Рассказывает хозяин сыроварни- Вячеслав Залевский.
— Захотелось делать сыр. Делал, делал, как хобби, на кухне. Интернет, литература, туда съездил, там подсмотрел. Жене не понравилось, что я там на кухне все сывороткой брызжу. Сказала, что я ей надоел на кухне со своим сыром. Пришлось построить такой небольшой модуль и дальше совершенствоваться.
Фактически получается, что Ирина Залевская вытолкнула своего мужа из кухни и прямо в малый бизнес. Впрочем, кое-какое дело у них уже было. Собирали с личных подворий молоко и сдавали его на молокозавод. Но для самоутверждения этого оказалось мало.
— За объемами мы не гонимся, меня интересует качество. Когда человек на рынке приходит и говорит: «Спасибо вам за сыр»,- душа поет и мне это нравится.
У Залевских место на городском рынке в Белгороде. Поскольку бизнес семейный, торгует здесь родственница, Светлана, потихоньку набирает свою клиентуру, товар уникальный – свежие итальянские сыры. Почему итальянские? Это отдельная история.
Рассказывает Анжелика, родственница хозяина, работница сыроварни.
— У меня подруга живет в Италии, замужем за итальянцем. У них магазин свой, они готовят и продают моцареллу. Очень мы ей заболели и решили белгородцам подарить кусочек Италии. Почему итальянцы могут есть свежую моцареллу, а белгородцы нет?
Секрет приготовления моцареллы итальянские друзья выдали Залесским совершенно бесплатно.
— Почему нет? Мы же им не конкуренты. Где Италия, а где Белгород.
Сыроварня Залевских работает всего 3 месяца. Но и этого времени хватило, чтобы понять, что итальянцу хорошо – русскому не очень. Итальянцы любят нежный сыр, почти как творог.
Рассказывает жена хозяина сыроварни.
— Сначала мы этот сыр делали более нежный, не соленый. Народу нашему соленое потребовалось. Перестроились, начали применять другую технологию, подстраиваемся, моментально реагируем.
Когда от сырных запахов закружилась голова, корреспондент сдался и перешел к дегустации. Был очарован сыром Качо Кавалло – гордостью сыроварни, полутвердым волокнистым сыром с корочкой.
Залевские, конечно, уникальны, но они не одни, они часть большой областной программы, которая называется «Семейные фермы Белогорья». Участников около 35 тысяч человек. Разводят пчел, растят овощи, откармливают бычков.
Власти им помогают, чем могут, выделяют и оформляют земельные участки, подключают на льготных условиях к газу, воде, электросетям, помогают с торговыми местами на рынке.
— В Италии они свой сыр делают и тут же продают. Если я отдам свой сыр в торговые сети, где много сыров, он просто пропадет. У итальянцев производство и свой маленький магазинчик. Мы с этой идеей вышли в администрацию, они сейчас стараются нам помочь.
Есть у фермеров такие проблемы, с которыми не справиться даже местным властям, скажем, кредиты дороги, да еще и взять их непросто.
— Малый бизнес, малый бизнес. Квартиру в залог не берут, дом в залог не берут, а у меня больше ничего нету.
К примеру, ванна- сыроварня стоит 380 тысяч рублей. Ее, как и растяжную машину для сыра, сделали на одном из Челябинских заводов. По чертежам, которые Вячеслав сам срисовал с голландских машин. Оригинал стоит в 3 раза дороже. За растяжную машину Вячеслав еще даже не рассчитался. Ребята с завода сделали ее в долг и согласились ждать до лучших времен.
— Недавно мы выиграли гранд, рассчитались за ванну, 380 тысяч рублей.
Залевский сегодня уверен в двух вещах. Что мир не без добрых людей, и что продовольствие должно делаться на небольших предприятиях. И это магистральная линия, от которой мы пока отступили, временно. Но обязательно вернемся.
— Когда небольшое производство, оно ручное, домашнее, вкусное. А так, сейчас колбасы химические продаются. Большие предприятия, большие… А вот мы были в Италии, город называется Аверс, у них 100 тысяч жителей, сто сыроварен на этот городишко. Вот какая конкуренция, но потихонечку делают, выживают. По ночам люди работают. Ночью сделали, утром уже расторговались.