Хлеб да соль!
Было так: чтобы не стать врагами,
И под кровом вечно мир хранить,
Непременно должен был с гостями
Хлеб да соль хозяин разделить.
И сменялась ненависть любовью,
Радость шла наперекор беде.
Кто отведал вместе хлеба с солью,
Тот не мог помыслить о вражде.
Так давались верные обеты,
Так крепчала русская земля.
Чтились предков вещие заветы,
Колосились тучные поля.
Хлеб – бесценный дар земли родимой.
Соль – величье мудрости земной.
Дорогим гостям преподносимы
В добрый час и сердцем и душой.
На Руси есть вечные святыни.
В них надежда, вера и любовь.
С хлебом-солью слито воедино
Средоточье мудрости веков.
Наших предков дар неоценимый –
(С той поры прошло немало лет)!
Хлеб да соль, потомками хранимый,
И поныне излучает свет.
Символ дружбы, мира и согласья,
Хлеб да соль, столетия спустя,
Как залог и пожеланье счастья
Преподносят дорогим гостям.
Думаю всем знакома картинка, когда встречают хлебом солью. А ведь когда-то этот обычай имел глубокий смысл. И вытекал из мировоззрения и традиций наших предков.
Пришедшему гостю, или гостям предлагалось дать клятву, что пришёл он с миром и добрыми намерениями. Подтверждение клятве давалось тем, что человек съедал, взращенный на земле хлеб, переломив его с хозяевами, с добытой из земли же солью. И недаром хлеб гостю подносила старшая девушка.
Мужчины и парни в этот момент вставали стеной, положив руки на топоры или рукоятки мечей. Где стена - строй воинов. Кстати именно действия в этом строю отрабатывались в забаве “стенка на стенку”. А женщины уводили младших детей за эту стену. И пришедшим оставалось только доказать, что они пришли с миром.
И переломив хлеб, съесть его с солью, давая клятву в своих добрых намереньях. И тут становится понятно, почему хлеб да соль гостям подносила девушка. В период этой неопределённости угроза лично для неё была наименьшая. Она была равноценна и для своих, и для гостей.
Но постепенно клятва на хлебе и соли забылась. И этот обычай превратился просто в атрибут встречи.